История футбольной формы в Англии и Шотландии. 1962-1979      
         
         
    Начиная примерно с 1962 года, футболки с круглой шеей приходят на смену V-образной. Футболки стали более прилегающими, а трусы стали ещё короче. Вернулись в моду длинные рукава, расширенные в локте — так, как было модно до появления континентального стиля в 1955.

         

  Прогресс в текстильной промышленности позволил достичь значительных инноваций в дизайне футбольной формы. Шестидесятые были временем, когда был популярен упрощённый дизайн во всём: от фурнитуры до моды. Простая форма смотрелась лучше при свете прожекторов, которые получили повсеместное распространение и были особенно востребованы во время вечерних матчей в середине недели. Особенно при свете прожекторов хорошо выделялась белая форма, и стало очень модно играть во всём белом. Этот тренд задал «Ковентри» в 1959 и в следующем 10-летии за ним последовали «Транмер», «Брэдфорд Парк Авеню», «Кристал Пэлас», «Сканторп», «Донкастер» и многие другие. Самым известным приверженцем полностью белой формы стал «Лидс», отказавшийся от своих исторических цветов. Похожий тренд наблюдался и в Шотландии, где в полностью белой форме стали играть «Данди Юнайтед», «Клайдбанк», «Мортон» и «Стерлинг Альбион».

         

  В 1962 году Джимми Хилл, чтобы вдохнуть новую жизнь в «Ковентри», запустил «Небесно-голубую революцию»: футбольная форма была полностью небесно-голубого цвета. Идею подхватили «Челси» (1963), «Ливерпуль» (1964), «Абердин» (1966), задав новый тренд: на смену традиционному дизайну пришли одноцветные футболки и трусы, иногда с контрастирующими гетрами.

         

  В шестидесятые у некоторых команд впервые появились наборы трусов разных цветов (первым среди них был «Челси»). Повсеместно такая практика стала использоваться только в 80-х и 90-х.

  В 1969 году Футбольная Лига запретила тёмно-синие футболки, якобы из-за того, что их легко спутать с экипировкой арбитров (к тому времени командам уже не разрешалось одевать чёрные футболки). В результате «Саутенд» был вынужден добавить к своим тёмно-синим футболкам белые полосы, а «Арсенал» и «Тоттенхэм» предпочли жёлтое. В Шотландии подобные решения не выносились и тёмно-синий цвет был одним из самых популярных ещё со времён королевы Виктории (тёмно-синий цвет оставался традиционным цветом футболок сборной Шотландии).

         

  В семидесятые клубы снова начали заявлять о своей индивидуальности. В 1969 году менеджер «Астон Виллы» Томми Дохерти представил радикальный редизайн клубных футболок, включающий воротники с V-образными вставками. В течение нескольких лет почти все клубы Лиги перешли на подобные воротники (на самом деле похожие воротники были в 50-е у «Хартс», но они остались незамеченными). Многие клубы вернулись к своим традиционным цветам. «Бристоль Роверс» отказались от простых голубых футболок, вернувшись к своим традиционным «четвертным», которые сразу сделали их узнаваемыми. «Хаддерсфилд» и «Шеффилд Уэнсдей» такжу модернизировали свою форму, вернувшись к белым и голубым полосам (в случае «Уэнсдей» были аккуратные короткие рукава).

         

  Некоторые клубы сделали следующий шаг и ввели новые вариации своей традиционой формы, сразу ставшие узнаваемыми. «Кристал Пэлас», никогда не склонный к экспериментам, в 1971 году ввёл замечательные белые футболки с бордовыми и голубыми панелями. Тогда же «Бирмингем» представил свои любимые «пингвиновые» полосы, а «Карлайл» дебютировал в Первом Дивизионе в похожих футболках, но украшенный красным с обеих сторон белых панелей. «Бёрнли» в 1974 году добавил к своим простым бордовым футболкам драматическое «V».
           

  В 1973 году менеджер «Лидса» Дон Реви, человек с коммерческой жилкой, подписал соглашение с новым производителем формы, Admiral, который возглавил революцию в дизайне футбольной формы с далеко идущими последствиями. Предложением Admiral было сделать редизайн клубной формы, защищённый авторским правом. За продажу каждой копии клубной формы клуб получал бы свой процент. Новая форма «Лидса» была практически идентична предыдущей от Umbro. Гениальным ходом Admiral стало создание радикально отличающейся формы, полностью жёлтой, с бело-голубыми полосками на рукавах. Эту форму игроки надевали на всех гостевых матчах, вне зависимости от того, была ли форма похожа на хозяйскую. Так понятие «поменять форму» сменилось на понятие «гостевая форма» в том виде, к которому мы привыкли сейчас.

  Admiral запустил смелую и передовую маркетинговую кампанию, нацеленную на топ-клубы. «Манчестер Юнайтед» перешёл на Admiral в 1975, «Вест Хэм» и «Саутгемптон» — в 1976 году, оба примерили новую форму в важнейших кубковых финалах. Концепция быстро завоевала популярность; если для клубов поставлялась форма высокого качества, из натуральных материалов и с детализированной вышивкой, то на продажу публике выставлялись как можно более дешёвые комплекты формы: сделанные из нейлона, с приклеенными логотипами, которые отваливались после нескольких стирок. Такие копии стоили в 2-3 раза дешевле, чем полностью идентичные оригиналам, и стали обязательным атрибутом для молодых фанатов, одевавших такую форму на спортивных занятиях в школе или на игру в парке в выходной день.

         

  В это же время Футбольная Лига ввела правило, по которому гостевая команда должна менять трусы и/или гетры, если их цвет совпадает с цветом оных у хозяев. «Эвертону» часто приходилось одевать синие трусы, а «МЮ» — чёрные.

  Авторитетные производители, Umbro и Bukta, приняли вызов и в 1976 году, запустив новые линии футбольной формы со своими логотипами на рукавах, трусах и гетрах.

  Пока Admiral, Umbro и Bukta соревновались за контракты с ведущими клубами, новые производители начали приход на английский рынок с низших дивизионов. Одним из первых стал Hobott, создавший новый дизайн для «Шеффилд Юнайтед» после вылета «клинков» в третий дивизион в 1979 году. После этого компания подписала контракты со многими клубами из низших лиг. Гигант немецкой промышленности Adidas, почти монополист на европейском рынке спортивной экипировки, на английской арене появился лишь в 1977 году («Ипсвич Таун» и «Мидлсбро» со знаменитой формой с тремя полосками).

  В конце 70-х усилилось давление на клубы со стороны спонсоров, которому решительно сопротивлялись футбольные власти и телевидение. Первая в мире спонсорская сделка произошла в ФРГ: «Айнтрахт» в 1973 году поместил на футболках рекламу ликёра Jagermeister. В Британии первая сделка со спонсором состоялась в 1976 году: клуб «Кеттеринг Таун» разместил на футболках рекламу местной компании Kettering Tyres. Четыре дня спустя ФА постановила, что рекламу необходимо убрать. В клубе поступили хитро: оставили надпись «Kettering T», заявив, что это означает название клуба. ФА в ответ выписала штраф.
  «Кеттеринг Таун», «Дерби Каунти» и «Болтон» предложили ФА легализовать спонсорскую рекламу на футболках, это прошение вскоре было одобрено. «Кеттеринг Таун», несмотря на это, не смог найти спонсора на следующий сезон. В 1977 году «Хайберниан» стал первыми клубом высшего дивизиона в Британии со спонсорской рекламой на футболках (Bukta). В 1978 году «Дерби» подписал контракт с Saab, но футболки с рекламой игроки надели только на предсезонной фотосессии. Поэтому первым английским топ-клубом с рекламой на футбольной форме стал «Ливерпуль» в 1979 году.

  Читайте также:

  0 - История футбольной формы в Англии и Шотландии. Викторианская эпоха

  1 - История футбольной формы в Британии. 20-й век (1900-1939)

  2 - Футбольная форма в Англии и Шотландии. Послевоенный период

  4 - Футбольная форма в Британии. 1980-1989

  5 - Футбольная форма в Британии. 1990-1999

  Все фото с сайта (www.historicalkits.co.uk).

 
Hosted by uCoz Рейтинг@Mail.ru